Изменения в утилизационных сборах: что ждёт автолюбителей России
На прошедшей неделе, а также на прошлых выходных, были опубликованы расширенные комментарии по поводу предполагаемого увеличения утилизационного сбора, намеченного на 1 ноября 2025 года. При этом оказывается актуальным не только повышение ставок, но и внедрение новой схемы расчета, в которой мощность двигателя в 160 л.с. окажет значительное влияние.
Ранее расчет утилизационного сбора для легковых автомобилей категории М1 базировался на трёх основных показателях. Первым из них является тип оформления машины на таможне. Все доступные варианты можно условно разделить на две категории: «для индивидуального пользования» и прочие. Льготный утилизационный сбор в размере 3400 рублей для автомобилей возрастом до трех лет и 5200 рублей для старше трех лет был доступен только для машин, оформленных для личных нужд. Остальные транспортные средства влекут за собой высокие коммерческие сборы. Вторым критерием оказался возраст автомобиля, когда более новые машины подпадают под меньшие сборы, в отличие от старых автомобилей. Третьим значимым показателем стал объем двигателя. Из этой тройки параметров была выделена таблица, утверждённая Правительством. На основе сформированного коэффициента производился расчет, где за ненадлежащие причины умножали на базовую ставку в 20 000 рублей, что и привело к итоговой сумме за утилизацию.
С учетом запланированных реформ вводится и четвертый пункт в систему расчетов — это мощность двигателя. Как было упомянуто ранее, порогом становится значение в 160 «лошадей». У автомобилей с показателем ниже этого уровня появляется возможность получать льготный утилизационный сбор, тогда как для них остаются актуальными действующие коэффициенты, разработанные Постановлением Правительства РФ.
Часто задаваемым вопросом становится смысл тех моделей, у которых мощность мотора равна «ровно 160 л.с.». Важно понимать, что таких машин не существует, и это подчеркивает наше намерение разъяснить ситуации, сложившиеся вокруг вопроса. Все вычисления проводятся в ваттах, а именно киловаттах по Правилам ООН, что подразумевает, что Минпромторг также применяет киловатты при расчетах утилизируемой техники. Если вы хотите узнать мощность своего автомобиля, лучше это уточнить по сертификационным документам, предоставляемым производителем.
Следующим шагом становится анализ таблиц, опубликованных Минпромторгом в проекте постановления о новой системе утилизационного сбора. Если мощность мотора равна «до 117,68 кВт включительно» (принимается в расчет около 160 «лошадей»), тогда к автомобилю доступен льготный утилизационный сбор, если мощность же «от 117,69 кВт» и выше — льготы не действуют. Обратите внимание на то, что разница в обозначениях составляет всего один шаг после запятой.
Для перевода из киловатт в «лошадиные силы» аккуратным образом нужно прибегнуть к коэффициенту 1,35962, применяемого Минпромторгом. Исходя из различных технических справочников можно увидеть разные применяемые коэффициенты.
Не забываем, что указанные параметры не подходят для электромобилей и подключаемых гибридов, для которых предусмотрен пороговый уровень мощности всего в 80 л.с. Таким образом, если электромотор составляет «до 51,48 кВт включительно», это даст возможность воспользоваться льготами. Со своей стороны, надеемся, что данный вопрос больше не будет актуален для автолюбителей.